Эстонский железнодорожный музей в Лавассааре

Около тридцати лет назад сотрудники республиканского железнодорожного музея начали поиск старых локомотивов. Для этого им пришлось обследовать все местные узкоколейки. И вот в местечке Лавассааре, являющемся центром торфяной промышленности, в заросшем тупике был обнаружен первый локомотив. Им оказался паровоз ВП1-899, построенный в Воткинске в 1951 году.

Внешний вид ветерана не вызвал особого оптимизма, да и техническое состояние было, если можно так выразиться, на грани. Тем не менее это не обескуражило энтузиастов, решивших восстановить паровоз. Понадобилось пять лет кропотливой работы, чтобы локомотив-старичок, прокашлявшись и дав гудок, самостоятельно двинулся по узкоколейке.

Вот тогда, а было это в 1986 году, и родилась идея создать музеи действующих экспонатов узкоколейной железной дороги в Лавассааре. Но одно дело — мечта, а другое — ее практическое воплощение. Не хватало финансовых средств, да и людей было маловато. Стали искать единомышленников среди тех, кому небезразлична история железнодорожного транспорта. И такие нашлись.
Вскоре было создано общество любителей железнодорожного транспорта Эстонии, поставившее перед собой задачу — открыть движение старых поездов между Лавассааре и Пярну. Но как это сделать? Было над чем задуматься председателю общества. Ведь большая часть железнодорожного полотна оказалась разрушенной, в некоторых местах занята под посевы. На помощь к энтузиастам пришел народный депутат СССР Хан Ааре, который решил многие вопросы. В частности, о строительстве новой железнодорожной магистрали от Лавассааре до Пярну Эту идею поддержали и руководители местного торф предприятия. Общая длина трассы будет около 17 км.

В апреле 1988 года общество любителей железных дорог соединилось с обществом охраны памятников старины Цель — получить юридический статус.

Так как будущая дорога нуждается в подвижном составе, общество заключило договор с Центральным железнодорожным музеем в Ленинграде о получении экспонатов для узкоколейки. На основании этого договора, вступившего в силу 16 ноября 1988 года, ленинградцы обязаны были передать в Лавассааре 3 паровоза, 2 моторных локомотива и одну автодрезину. К сожалению, договорные обязательства ленинградцы так до сих пор и не выполнили, то есть ни один экспонат к нам не прибыл.

Как стало известно, вскоре будет закрыто движение на узкоколейной дороге. Весь подвижной состав собираются сдать в металлолом. Рационально ли это? Почему бы не передать старые локомотивы нашему обществу? Ведь дорога у нас одна — Прибалтийская, и цели должны быть общими.

А пока энтузиасты железнодорожного музея Эстонии ищут и находят старые паровозы, ремонтируют их и приводят в надлежащий вид. Недалек тот день, когда эти локомотивы, разбудив гудками тишину окрестностей, побегут по вновь восстановленной узкоколейке. Здесь они обретут вторую жизнь. Это и будет пропагандой старой железнодорожной техники, место которой не только на пьедесталах.

В настоящее время общество любителей железнодорожного транспорта Эстонии завязало рабочие контакты с аналогичными обществами Финляндии и Швеции. Уже состоялись интересные встречи, на которых произошел обмен опытом. Подобные контакты, как свидетельствует практика, полезны и взаимовыгодны.

 

Другие новости по теме:

 

Комментарии к статье " Эстонский железнодорожный музей в Лавассааре ":

Комментариев еще нет? Добавь!